Жилье – одно из базовых потребностей человека, поэтому даже в непростой период карантина на рынке продолжают совершаться сделки. Как происходит покупка недвижимости в онлайн-режиме? Об этом расскажут аналитики компании «KASKAD Недвижимость».
Переводим сделки в онлайн
Возможности заключать сделки с недвижимостью через интернет способствовало внедрение электронно-цифровой подписи (ЭП), благодаря которому стартовала постепенная цифровизация сегмента. С помощью такой подписи можно в дистанционном порядке оформить продажу недвижимости, а также покупку или дарение. При этом продавец и покупатель не только не обязаны встречаться во время сделки, но и вообще могут находиться в разных городах или странах.
ЭП - уникальный идентификатор, оформляемый на конкретное юридическое или физическое лицо. Существует простая и усиленная электронная подпись. Последняя как раз и применяется для работы с недвижимостью и взаимодействием с различными ведомствами и госпорталами.
По сути, электронная подпись приравнивает виртуальный документ к бумажному.
Как получить ЭП?
Выдачей электронной подписи занимаются удостоверяющие центры (УЦ), получившие аккредитацию в Минкомсвязи. Физическому лицу для получения ЭП требуется минимум документов:
- паспорт;
- ИНН;
-СНИЛС.
После этого в УЦ устанавливается личность физлица, проверяются документы и выдается электронная подпись – сертификат и специальные ключи, записанные на электронный носитель.
ЭП можно оформить не только лично, но и через нотариальную доверенность.
Для чего используют ЭП?
Электронная подпись позволяет оформить без личного присутствия (что особенно важно в период карантина) куплю-продажу недвижимости, мену или дарение. Для этого на интернет-портал Росреестра загружаются все необходимые сканы документов, а затем участники сделки с помощью ЭП эти документы заверяют через Личный кабинет.
Доступ к личному кабинету также есть у:
- Росреестра;
- девелопера;
- банка (если оформлена ипотека).
Дополнительное преимущество сделок с электронными документами – ускоренная регистрация, а также 30%-ное снижение размера госпошлины при оформлении в Росреестре.
Эскроу-счета и ипотека из дома
Еще одно нововведение на рынке недвижимости – удаленное открытие эскроу-счета. Первым такую услугу ввел Сбербанк – дольщику теперь не надо покидать дом, к нему приезжает менеджер с комплектом документов для подписи.
Такая программа особенно полезна для покупателей, которые для приобретения недвижимости привлекают ипотечный кредит. В таком случае можно оформить и выездную ипотеку, и параллельно подписать документы для эскроу счета.
Воспользоваться этой услугой можно при соблюдении следующих условий:
- ипотека оформляется на покупку строящегося жилья с использованием электронной регистрации;
- клиент подключен к системе удаленного обслуживания банка (в случае со Сбербанком – «Сбербанк Онлайн»);
- у застройщика есть договор на услуги электронной регистрации.